Если вы живете не слишком далеко от водоема, сделайте по нашим чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под парусом. А если этот древнейший движитель не слишком привлечет вас, корпус швертбота можно использовать как основу небольшой мотолодки или гребного тузика. Из материалов для него потребуются всего лишь два листа фанеры и сосновые рейки.
Начинать работу над корпусом следует с постройки стапеля. Заготовьте два деревянных бруска сечением 50X100 мм и длиной 2880 мм, расположите их параллельно друг другу на расстоянии 300 мм и скрепите тремя-четырьмя поперечинами. Теперь можно приступать к изготовлению поперечного набора. Он состоит из трех шпангоутов — носового, мидель- шпангоута и транцевой доски. Каждый из них необходимо вычертить в натуральную величину на листе фанеры и, пользуясь этим листом как плазом, собрать шпангоуты из сосновых досок толщиной около 20 мм. Соединение отдельных элементов — вполдерева, на водостойком клее и шурупах.
Рис. 1. Корпус швертбота:
1 - угловая кннца (фанера S 8 мм), 2 - носовая банка, 3, 4 -степс (опора) мачты (фанера), 5 - мачта, 6 - навесной шверц (фанера или сосновая доска 18 х 190 х 1200 мм, 2 шт.), 7 - рампа банки (сосна 18X45 мм), 8 - сиденье банкн (фанера S 8 мм), 9 - полоз кнля (дубовая рейка S 18 мм), 10 — киля, 11 - банка, 12 — руль (фанера S 10 мм), 13 - шарниры руля, 14 - боковые накладки руля (фанера S 8 мм), 15 - упор, 16 - румпель (дубовая рейка 18Х75Х 1200 мм), 17 - уключина, 18 -дубовая вставка, 19 - центральная банка, 20 - косынка (фанера S 8 мм), 21 - боковые накладки шверца (фанера S 8 мм), 22 - поперечина для крепления шверцов, 23 - опора мачты.
I. Носовой шпангоут: 24 — угловой стрингер (сосна 18X45 мм), 25 - обшивка (фанера S 5 мм), 26, 28 - нижняя и верхняя детали шпангоута (сосна 18 х 90 мм), 27 - боковая деталь шпангоута (сосна 18 х 45 мм), 29 - расположение бруса стапеля.
II. Мидель-шпангоут: 30 - боковая деталь шпангоута (сосна 18X65 мм), 31 - внешний стрингер (сосиа 18X45 мм), 32 - расположение бруса стапеля, 33 - болты М6, 34 - киль (дубовая рейка), 35 - дополнительный (необязательный) элемент продольного набора, 36 - обшивка днища (фанера S 6 мм), 37 - заделка стыка (стеклопластик), 38 - угловой стрингер (сосна 18X30 мм), 39 - обшивка борта (фанера S 4 - 6 мм), 40 - окантовка борта (полукруглая дубовая рейка), 41 -внешний стрингер (сосна 18X45 мм), 42 - внутренний стрингер (сосна 18X45 мм), 43 - опора банкн (фанера S 6 мм), 44 - сиденье (фанера S 8 мм), 45 - опора сиденья (фанера S 8 мм), 46 — кнлевой брус (сосна 18X80 мм), 47 - нижняя часть мндель-шпангоута (сосиа 18X90 мм).
III. Транцевая доска: 48 - сиденье кормовой банки (фанера S 8 мм), 49 - стрингер (сосна 18X45 мм), 50 - детали шпангоута (сосна 18X90 мм), 51 - накладка (фанера S 8 мм), 52 - расположенне бруса стапеля, 53 - обшивка траица (фанера S 6 - 8 мм), 54 - ннжняя часть каркаса транца (сосна 18X75 мм), 55 -боковая часть каркаса (сосна 18x45 мм).
Теперь можио приступать к сборке корпуса. Установите шпангоуты на стапеле. Укрепить их лучше всего шурупами. То, что в результате в корпусе окажутся «лишние» отверстия, не дбАжмо беспокоить вас -впоследствии их можно заделать деревянными пробками на клею.
Рис. 2. Установка шпангоутов на стапель:
1 - поперечины, 2 - продольные брусья стапеля, 3 - носовой шпангоут, 4 - мидель-шпангоут, 5 транец
Прорежьте лазы под килевой брус и временно прикрепите его одним шурупом к мидель-шпангоуту. Далее, последовательно подгибая килевой брус, состыкуйте его с носовым шпангоутом и транцем. После подгонки временный крепеж извлекается и брус окончательно ставится на свое место. Притом используются эпоксидный клей и шурупы с потайной головкой.
Рис. 3. Схема раскроя листов обшивки:
1 - днище, 2, 5 - обшивка бортов, 3 - обшивка транца, 4 -обшивка носа, 6 - остаток фанеры длн книц, косынок, накладок.
Теперь следует прорезать пазы в шпангоутах под остальные детали продольного набора. Последовательность подгонки и установки реек та же, что и для килевого бруса. После окончательной их вклейки в шпангоуты проверьте с помощью линейки параллельность внешних граней продольного и поперечного набора и, обнаружив, что линейка прилегает не полиостью, прострогайте рейки рубанком и зачистите рашпилем.
Рис. 4. Заделка бортов:
1 - вставка (сосна18X45X50 мм), 2 - внешний стрингер, 3 -внутренний стрингер, 4 - привальный брус, 5 - обшивка, 6 - шуруп.
Обшивку корпуса лучше всего начинать крепленными на корпусе внакладку шурупами и клеем.
Рис. 5. Поперечина для установки шверцов:
1 - гайка-барашек», 2,6 - шайбы, 3 - шайба-накладка (приклеить эпоксидным клеем), 4- шверц, 5 шпилька с резьбой M12, 7- отверстия под болты крепления поперечины к корпусу, 8 стальная пластина (3X80X125 мм), 9— поперечина (дуб или бук 20X90 мм), 10— болт М6 с гайкой.
Рис. 6. Установка поперечины на корпус:
1 - поперечина, 2 - стрингеры, 3 - накладка (фанера 8X55X100 мм), 4 - болт М6, 5 - борт, 6 - прокладка (дерево).
Рис. 7. Поперечина - опора мачты:
1 - отверстие под мачту, 2 - накладка (фанера 8 х 175 х175 мм), 3 - детали поперечины (сосна 20X80 мм), 4 - внутренний стрингер, 5 - накладка (фанера 8Х55Х 150 мм), 6 — болт М6, 7 обшивка борта, 8 — прокладка (дерево).
Шверцы вырезаются из сосновых досок либо из фанеры толщиной 15-18 мм. Их поперечное сечение напоминает двояковыпуклый симметричный профиль самолетного крыла. В верхней части шверцов с обеих сторон каждого необходимо наклеить фанерные (толщиной 8 мм) накладки. Руль парусника — из десятимиллиметровой фанеры; румпель, шарнирно соединенный с рулем,- из дубового бруска.
Рис. 8. А — взаиморасположение центра парусности (ЦП) и центра бокового сопротивления (ЦБС) швертбота:
1- парус, 2 - корпус, 3 - шверц (штрихпунктирной линией показан способ изменения ЦБС поворотом шверцов
Б — геометрический способ нахождения ЦП;
В — практический способ нахождения ЦБС:
1 - точка привязки веревки выбрана позади ЦБС,
2 - точка привязки впереди ЦБС, 3 - точка прнивязки совпадает с ЦБС.
По окончании этих работ можно приступать к отделке корпуса. Предпочтительнее оклеить его снаружи стеклотканью на эпоксидном клее, но допустимо и просто прошпаклевать, загрунтовать и окрасить в желаемый цвет. Руль, шверцы и банки следует пропитать горячей олифой и отлакировать.
Рис. 9. Парусное вооружение шверт- бота:
1 - гафель, 2 - косынка фалового угла паруса с люверсом, 3 - карман, 4 - косынка галсового угла с люверсом, 5 - гнк, 6 -мачта, 7 - карман, 8 - косынка шкотового угла с люверсом.
Парусное вооружение швертбота - латинское, площадью 4,5 м2. Мачта закрепляется на расстоянии 760 мм от носа (шверцы при этом располагаются на удалении 1220 мм от носа). Для определения центра парусности и центра бокового сопротивления можно воспользоваться следующими способами. Для треугольного паруса (каким, собственно, и является латинский) его центр определяется как точка пересечения медиан - линий, делящих сторону, противоположную соответствующему углу, пополам. Центр же бокового сопротивления корпуса швертбота проще всего найти опытным путем.
Для этого в предполагаемом (сугубо ориентировочно!) центре бокового сопротивления к борту привязывается веревка и лодку боком тянут по воде. Если при этом положение ее изменяется, то предполагаемый центр выбран неправильно и точку привязки следует изменить, добиваясь, чтобы лодка передвигалась строго боком. При этом место прикрепления веревки и будет истинным центром бокового сопротивления.
При установке мачты и шверцов необходимо добиться, чтобы центр парусности располагался на 100—150 мм ближе к носу, чем центр бокового сопротивления.
Высота мачты- 3200 мм. Диаметр ее около основания - 60 мм, в верхней же части - 40 мм. Гафель и гик паруса - из алюминиевых труб диаметром 30 - 40 мм и длиной 3000 мм. Вполне можно сделать их из сосновых брусков соответствующей длины. Гафель и гик соединяются с парусом карманами, пришитыми к основному полотнищу.
Небольшая площадь паруса позволяет обойтись без сложной системы блоков. Вам потребуется всего один блок, закрепленный с помощью вертлюгв на килевом брусе, и два-три метра растительного или капронового каната (для гика-шкота).