28.05.2011 - Самодельная разборная лодка из фанеры.
Предлагаемая складная лодка жесткой конструкции сделана из фанеры в виде отдельных секций. Секция представляет собой часть лодки, равную по длине расстоя¬нию между двумя соседними шпангоутами, то есть лодка как бы разрезана на части посередине шпангоутов.
Предлагаемая складная лодка жесткой конструкции сделана из фанеры в виде отдельных секций. Секция представляет собой часть лодки, равную по длине расстоя¬нию между двумя соседними шпангоутами, то есть лодка как бы разрезана на части посередине шпангоутов. Секции собираются с помощью болтов с барашками.
Для уплотнения между секциями прокладывается резина. На рис. 1 показана лодка в собранном виде. Секции лодки выполнены с та¬ким расчетом, чтобы в разобран¬ном виде в среднюю наи¬большую входили все осталь¬ные секции последовательно.
Сло¬женная таким образом лодка имеет вид чемодана с размерами 850X700X330 миллиметров (рис. 2), который можно поме¬стить в матерчатый чехол и пере¬возить любым видом транспорта, даже в багажнике автомобиля «Москвич».
Материал фанера: для шпан¬гоутов и форштевня десятимиллиметровая, обшивки четы¬рехмиллиметровая. Съемные си¬денья (банки) сделаны из доски. Весит лодка 22 килограмма, сбор¬ка ее занимает 40 минут. Грузо¬подъемность два-три челове¬ка. Предел плавучести 500 ки¬лограммов. Чертеж лодки с ука¬занием всех необходимых разме¬ров приведен на рис. 3.
На изготовление лодки требует¬ся 2,5 листа обычной строитель¬ной фанеры толщиной 4 милли¬метра, стандартного размера (1500X1500 миллиметров), и часть листа десятимиллиметровой фанеры размером 900X1300 мил¬лиметров. Фанера должна быть первосортной, без сучков. Необ¬ходимы также одна сосновая (или еловая) доска толщиной 20 миллиметров и одна доска любого другого дерева толщиной 40 миллиметров.
Длина каждой 6 метров (можно взять несколь¬ко коротких досок). Для отделки борта желателен метровый отре¬зок доски из бука или другого твердого дерева.Нужны шурупы 20-миллимет¬ровые 0,5 килограмма, 40-миллиметровые 0,1 килограмма, полоса или лист алюминия тол¬щиной 0,4—0,5 миллиметра и дли¬ной не менее 1,4 метра, проволо¬ка алюминиевая диаметром 2,5— 3 миллиметра 2 метра, гвозди для обивки мебели 0,2 кило¬грамма, клей К-88 — 0,8 кило¬грамма, резина толщиной 1 мил¬лиметр (достаточно одной старой велосипедной камеры), резина микропористая толщиной 5 мил¬лиметров : 0,6 квадратного метра, олифа натуральная 2,5 ки¬лограмма, лак масляный 1 ки¬лограмм, краска масляная 1 ки-логоамм, болты с барашками либо гайками Мб или М5 — 45 штук, шайбы для этих бол¬тов 90 штук.
Инструмент: молоток, отвертка, дрель или коловорот небольшого размера, сверла диаметром 3 и 5—6 миллиметров (в зависимо¬сти от диаметра болтов), ножовка с небольшим зубом, напильник драчовый, плоскогубцы, рубанок и отборник.
Прежде чем приступить к изго¬товлению лодки, надо вычертить все шпангоуты, транец и форштевень на бумаге в натуральную величину. Лучше это сделать на листе миллиметровки. Распола¬гать при вычерчивании шпангоу¬ты нужно с таким расчетом, чтобы они входили друг в друга, на¬сколько это возможно. Получен¬ный таким образом „плаз следует наклеить на десятимиллиметро¬вую фанеру, сложенную вдвое. Затем просверлить отверстия в шпангоутах под болты и болтами плотно соединить листы фанеры. Ножовкой выпилить из этих ли¬стов по два парных шпангоута, форштевень и транец. Вырезая шпангоуты I, II, V и транец, следует дать некоторый уклон по наружной стороне для того, чтобы потом плотно при¬легла фанера.
Выпиленные шпангоуты под¬ровнять напильником с крупной насечкой и по наружной стороне обклеить резиной толщиной 1 миллиметр. Резину нужно на¬резать полосками шириной 20 миллиметров и приклеить кле¬ем К-88 на спаренные шпангоуты, а потом разрезать лезвием брит¬вы между шпангоутами. После этого с наружной сторо¬ны шпангоутов просверлить от¬верстия диаметром 3 миллимет¬ра под заклепки, которые нужны для того, чтобы при ввинчивании шурупов в торец фанеры она не расклеивалась. Заклепки сле¬дует ставить парами, на расстоя¬нии 10—15 миллиметров друг от друга в паре, 800 миллиметров от одной пары до другой и при¬мерно 10 миллиметров от края шпангоута. Сделать заклепки можно из алюминиевой проволо¬ки диаметром 2,5—3 миллимет¬ра.
После того как просверлены от¬верстия под заклепки, винты снять и шпангоуты разнять.
ФОТОТе¬перь в них надо поставить заклеп¬ки, и шпангоуты готовы.
Для сборки секции необходимо изготовить кондуктор (рис. 4), ко¬торый служит для установки шпангоутов в требуемом положе¬нии и обтяжки их фанерой. Кон¬дуктор сделан из 40-миллиметро¬вой доски и состоит из трех ча¬стей: основание 1, представляю¬щее собой раму, сбитую из четы¬рех досок; неподвижная стойка 2, состоящая из кронштейна, при¬битого к основанию, и попереч¬ной доски, к которым крепится шпангоут; подвижная стойка 3, состоящая из доски, которая движется между продольными дос¬ками основания, кронштейна, за¬крепленного на этой доске, и при¬крепленной к кронштейну попе¬речной доски.
Как показано на рис. 4 пунк¬тиром, к кронштейнам и попереч¬ным доскам крепятся шпангоуты через отверстия, просверленные для болтов. Выступающие за пре¬делы шпангоутов углы досок и кронштейн следует обрезать вро¬вень со шпангоутами, чтобы вы¬ступы не мешали обшивать шпан¬гоуты фанерой.
Дальнейший процесс выглядит так. Листы четырехмиллиметро¬вой фанеры разрезать пополам и наложить на шпангоуты, стоящие в кондукторе. Наружные слои фа¬неры должны располагаться в направлении вдоль движения лод¬ки. Фанеру обернуть по шпан¬гоутам и закрепить временно на кондукторе гвоздями. Выступаю¬щие края фанеры обрезать по наружным боковым сторонам шпангоутов. Шпангоуты сверху под фанерой промазать клеем К-88. Край фанеры, лежащий над шпангоутами, также прома¬зать клеем и на него наложить алюминиевую полоску толщиной 0,4—0,5 миллиметра и шириной 16 миллиметров — она служит для укрепления края фанеры. Эта полоска частью своей шири¬ны (10 миллиметров) ложится на край фанеры и миллиметров на 6 свисает. Затем через алюминий и фане¬ру в шпангоуте между заклепками сверлом 2,5—3 миллиметра про¬сверлить отверстия и ввернуть в них шурупы длиной 20 мил¬лиметров. Желательно, чтобы шурупы и болты с гайками, скреп¬ляющие секции, имели антикор¬розийное покрытие. Начинать ставить шурупы лучше сверху в обе стороны. Прикрепив фанеру к шпангоутам, нужно алюминие¬вую полоску завернуть вниз и прижать к шпангоуту, после чего секцию снять с кондуктора. Края секции от шпангоута к шпангоу¬ту обрезать по линейке. При этом фанера должна быть обрезана на 10 миллиметров ниже (короче) шпангоутов, чтобы потом поста¬вить бортовые планки.
Планки из сосны, бука или дру¬гого твердого дерева имеют сече¬ние 25X15 миллиметров. В них следует выбрать четверть и этим местом насадить на фанеру на клее. Оставшиеся концы алюми¬ниевой полоски обернуть вокруг планок и закрепить внутри на шпангоуте обивочными гвоздями. Края планок привинтить к шпан¬гоутам шурупами длиной 40 мил¬лиметров. Чтобы фанера плотнее прилегала к бортовой планке, ее надо прибить несколькими оби¬вочными гвоздями. Планку обре¬зать так, чтобы край ее был длин¬нее секции миллиметра на три. Это увеличивает жесткость сты¬кования борта лодки.
С одной стороны секции на шпангоут по всей ширине нужно приклеить микропористую рези¬ну. (Если такой нет, можно ис¬пользовать обычную резину, но ' желательно мягкую, или резино¬вые трубки с заклеенными отвер¬стиями с обеих сторон. Благо¬даря оставшемуся внутри трубки воздуху обеспечивается плотный стык.) В резине следует пробить отверстия против отверстий в шпангоуте, и на этом заканчи¬вается изготовление секции.
Остальные секции выполняют¬ся таким же образом, за исклю¬чением носовой. Носовая секция I изготовляется из двух кусков фанеры, вырезанных по опреде¬ленной форме, для правой и левой стороны. С кондуктора нуж¬но снять подвижную стойку, а на неподвижной стойке закрепить шпангоут I и к его основанию прикрепить бумаги, прижать к шпангоуту и форштевню и об¬резать по форме будущей фа¬нерной обшивки. По полученному таким образом шаблону раскраи¬вается фанера. Обшивка носово¬го отсека делается в два приема: сначала с правой, а затем с левой стороны. Все кромки фанеры так¬же укрепляются алюминиевой по¬лосой.
Изготовив все секции, лодку на¬до собрать и пропитать горячей олифой, лучше дважды. Фанера при этом должна быть сухой. После того как олифа высохнет, лодку внутри покрасить бесцвет¬ным лаком, а снаружи — масля¬ной краской.
Весла пригодны любые, толь¬ко не тяжелые. Можно сделать складные легкие весла (рис. 5). Это, собственно, деревянная пал¬ка, на которую насажена дюралю¬миниевая трубка для соединения с лопастью; лопасть сделана из дюралюминия толщиной 1 —2 миллиметра, текстолита или гетинакса толщиной 3—4 милли¬метра или фанеры толщиной 6 миллиметров. На лопасти тоже имеется дюралюминиевая трубка, которая входит в трубку на палке. В цилиндрической части трубки на лопасти сделано отверстие диаметром 10 миллиметров, в ко¬торое вставлен шарик, подпирае¬мый снизу пружиной. Когда ло¬пасть вставляется в весло, этот шарик попадает в отверстие, сде¬ланное в трубке весла, и фиксирует, таким образом, лопасть. Весла, как и лодку, нужно про¬питать олифой и окрасить. Чертежи уключины и крон¬штейна см. на рис. 5. Уключину можно сделать из дюралюминие¬вого прутка диаметром 16— 18 миллиметров. Для этого пруток длиной 180 миллиметров до по¬ловины длины разрезать ножов¬кой и обе половинки согнуть в верхней части по форме уклю¬чины. Пруток гнется лучше, когда он нагрет до 500 градусов. Крон¬штейн выполняется из листового дюралюминия толщиной 2—3 миллиметра, закрепляется бол¬том на шпангоуте и лежит на бор¬товой планке. Состоит кронштейн из двух частей: одна продол¬говатая лежит на борту: дру¬гая - в виде буквы П кре¬пится к свисающей за борт первой части винтами М5 с гайками. В эту часть вставляемся бронзо¬вая втулка, которая закрепляется гайкой, навинченной снизу, а во втулку уключина.
Съемные сиденья (банки) из¬готовлены из сосновой доски тол¬щиной 14 и шириной 150 милли¬метров, а кормовое из доски толщиной 10 и шириной 250 мил¬лиметров. Они устанавливаются с помощью дюралюминиевых кронштейнов на II и 111 шпангоу¬тах и на корме ниже борта на 100 —120 миллиметров.
Лодка обладает хорошими хо¬довыми качествами и достаточно остойчива.
Конструкция лодки предусмат¬ривает возможность сборки в трех вариантах: 1 собираются все шесть секций; 2 собираются пять секций (вес лодки 18 кило¬граммов); 3 собираются четы¬ре секции (вес лодки 14 кило¬граммов).
В первом случае лодка обеспе¬чивает плавание трех человек на небольшие расстояния или двух человек при многодневных похо¬дах; во втором случае двух или одного человека; в третьем одного человека на небольших водоемах.
Л. ШВЕДОВ
г. Минск
Журнал «Рыбоводство
и рыболовство»
№ 4 :ia 1963 год>Опубликовано на сайте: http://ohota.tomsk.ru
Прямая ссылка: http://ohota.tomsk.ru/index.php?name=news&op=view&id=21