|
|
Панарин сергей васильевич
На звание проклятья Самиздата претендуют сразу несколько явлений, процедур и людей.
Людей практически каждый самиздатовец сам назовёт, ну, какие ему кажутся главными бяками, — тот же я, например, явное зло по версии нескольких буйных. Не о людях речь.
Что же можно назвать главным злом Самиздата?
В моём личном рейтинге на это звание претендует местная псевдоанонимность, которую очень некоторые используют в нечистоплотных целях. Но о ней как-нибудь в другой раз.
Первой на роль проклятья СИ так и напрашивается оценочная система.
Заметил, что на конкурсе Миникон некоторые участники пристально следили и следят за оценками, которые якобы проставляют им читатели. Сейчас у нас на конкурсе идёт настоящее голосование, через конкурсный интерфейс, но авторы обеспокоены и привычными для всех оценками.
«Якобы читательские оценки» вполне можно считать великим злом. Об этом думал сам, о том же говорили разные собеседники, причём именно очень разные.
В чём фишка? В том, что большинство текстов самиздатовцев читают сами самиздатовцы. Друг друга, в смысле. Если оценок, скажем, меньше 50, то, мне кажется, даже нет никакого смысла говорить о читательской объективности. Это СИшники — сами песатели, а что ещё важнее, друзья/враги автора — поставили оценки. А значит, это вовсе не текст оценивался, а его автор. Не любит Манька Ваньку? Фигак ему кол! А Петьке нравится Олька? Фигак ей десять с двух компов!
Уж если читают много лет рассказ Шимуна Врочека «Три мертвых бога», то и оценка сейчас выглядит так: 6.171465. И это с учётом ежемесячной работы неведомого амнистёра.
А что в рейтинге по оценкам? 109, 108, 107. Ребята, это дело поправимое — разок-другой кол кинут, и нету такой работы в рейтинге. И что самое прикольное, качество этих работ весьма того, ну этого...
И вот на этом нижеплинтусном уровне, где 6-10 оценок якобы решают многое, и происходит самая гадкая бяка с завышением себе/друзьям и с занижением врагам и незнакомым удачникам. И то, и другое — подлость. Ставить десятку скучному стишку про осень — подлость. Ставить десятку фотоотчёту об очередной пивной СИ-поседелке — подлость. Ставить кол произведению, возле которого оставлены сотни благодарственных комментариев — подлость. Да и просто ставить кол тексту, который, на твой взгляд, слишком задесячен — тоже подлость: подлость подлостью не исправить.
Конечно, система оценок не провоцирует на подлость, но позволяет подличать.
Нечестные игроки втягивают в свою «этику раскрутки» тех, кто и рад бы не самооцениваться, но тогда просто не заметят! Новые спонтанные группки взаимодесятят, новые «борцы» бегают и мечут колы. Все при деле.
Правда, дело не относится к самой литературе.
Можно ли как-то компенсировать эти тараканьи бега? ИМХО, можно хотя бы перенастроить рейтинги. Например, принимать в расчет произведения, у которых не меньше 25-30 оценок. Тогда 108 исчезнут, и вместо них появятся пусть 7,1438, но зато менее подверженные самораскруточным и взаимоубийственным сишным оценкам. Но это всё теория. Видимо, Максим Мошков исходит из других резонов: например, в нынешнем рейтинге оценок быстрая ротация, а значит повышается активность авторов.
В пределе же оценки и тексты — вещи несовместные. Что такое десять по шкале СИ рядом с романом «Бесы», например? Сколько СИ-баллов выбил бы Фёдор Михалыч, если 106 выбивает такой текст:
Старые обои, трещина в стекле, Сотни тысяч жизней — номер на стене. Пустота снаружи, пустота внутри. Сбоку видно надпись — просто позвони.
Снова безнадега — болью по вискам. Бьется сердце в ребрах будто бы в тисках. Цифры на бумаге, дряхлый телефон. Лампочкой моргает старенький плафон.
И далее ещё 8 или 10 таких же строф.
Необходимая оговорка: сам оценочной болезнью («пачиму кол???!!!») переболел в 2001-2002 годах, давно забил на оценки, а сейчас и вовсе поотключал. Не для того писал. Ну, и не вижу смысла участвовать в игре, где часть спортсменов явно прибегает к анаболикам, а вторая ломает соперникам кости недозволенными подсечками.
P. S. Знак решёточка (#) в заглавии говорит о том, что сегодня открыты комментарии. Граждане люди, будьте культурны.©
|
|
|